С новым вас учебным годом. Я под впечатлением от его начала. Каждый год - новые впечатления. Видимо, я слишком впечатлительна. (Четыре предложения - четыре раза слово "впечатления". Рекорд.) Хочу поделиться опытом, сыном ошибок трудных. Кому надо - примет во внимание. У меня пятеро детей, как я уже однажды писала. Четверо дочек и душка-сыночек. Все практически "погодки". Поэтому опыта я набиралась аккордно, с каждым новым годом переходя на новый левел без всякого права выбора. Особенно ярко я это почувствовала, когда моя старшая пошла в школу. В садиках - это все цветочки.
Живем мы в Израиле, и тут все не так, ребята. То есть я не скажу, конечно, за всю Одессу, но в тех школах, где учились мои дочки, я узнала много-много нового и интересного. Как водится, у меня были какие-то понятия о том, как должен происходить воспитательно-учебный процесс. Естественно, я принимала знакомую мне по моему детству модель как норму. Не пьяного физрука и душевнобольную биологичку я имею в виду, конечно, но прежде всего - стиль взаимоотношений родителя и учителя/директора/педколлектива в целом.
У меня в школе как было? Приходишь, сидишь на уроках, перемены, школьные обеды за рупь двадцать в неделю, домашние задания. Если ты хорошая девочка/ хороший мальчик, то твои родители со школой вообще дела почти не имеют. Ну, приглашают на собрания раз в сколько-то там (мои так вообще не ходили туда), деньги иногда собирают на что-то, и все. Система работает автономно. До момента, когда она дает сбой: вот тогда родителей вызывают в школу. Если на сцену вступают родители - это означает "внештатная ситуация", ЧП, школа сама не справляется. Родители - это первый рубеж, за которым идут соцслужбы и детская комната милиции. Это SOS. Поэтому практически НИКОГДА учителя не звонили родителям, по крайней мере моим. Я уже не говорю, что директор или завуч не звонили. Это вообще не царское дело. То есть, ученик реально должен был поджечь школу, или сделать еще что-то в таком духе, чтобы сам директор позвонил. Я однажды стекло в школе разбила, случайно, без злого умысла, так "классная" позвонила моим, деньги с них стрясла, и то это считалось "ай-я-яй". Связь по мелким поводам - через дневник. Он вам замечание красными чернилами, а вы дитю порку или внушение. Вот.
Родители учителям тоже не звонили. Или очень редко. Где ты, а где учитель! Это тебе не сосед по лестничной площадке. У него таких, как ты - три десятка, много чести с каждым разговаривать. Он занят, он часть системы, работает не сам по себе, как ему хочется. Не отвлекайте, если у вас фигня - сидите и терпите, а если у вас звездец - назначайте встречу с директором, коль не боитесь.
Короче, между родителями и школой существовала ДИСТАНЦИЯ, и инициатива по ее сокращению проявлялась главным образом школой, и то при возникновении серьезных проблем.
Вы знаете, что такое "дистанция" в Израиле? Она, как в том анекдоте про израильскую армию. "Генерал - рядовому: Мойше, ты чего мне честь не отдаешь, ты что, обиделся?" Все иначе. Все иные.
В один прекрасный день я узнала, что мою дочь в школе подвергли суровому наказанию. Я это поняла по ее всхлипам и завываниям. Перепугалась, стала расспрашивать. Дочка мне рассказала, что она совсем не виновата, и ничего не сделала, а они!! В шоке и гневе, но сдерживаясь, я позвонила учительнице. Ибо это было в моем понимании ЧП. Сурово представилась и сделала глубокий вдох, чтоб начать разборки, но...не сумела. Классная руководительница поздоровалась со мной таким восторженным тоном, что я сбилась. "Какая честь, я так рада, что ты мне позвонила!" - воскликнула она, словно я только что осчастливила ее на всю оставшуюся жизнь, - "Я так давно мечтаю с тобой познакомиться!" (Что?!) Я ошарашенно молчала, а учительница исключительно мило и радостно рассказывала мне в течение минут пяти, какая моя дочь талантливая, замечательная, харизматичная, уникальная и прекрасная девочка, как она схватывает материал на лету и как ее любят одноклассницы, учителя, директорша и вообще все. Я с непривычки было расслабилась, но потом собралась и стала выяснять, почему моя во всех отношениях замечательная девочка ревет белугой. Ну и выяснилось, что да, она получила наказание. И что это было не на пустом месте. Я потребовала аудиенции в присутствии высших чинов школы. "Приходи завтра в 9". На встрече были директор, завуч и класснуха. Выяснилось, что моя милая честная пусенька-мусенька прогуливает, давно и систематически, и это еще не все. (Опустим завесу милосердия, скроющую подробности.) Я была в ужасе. "Почему вы мне не позвонили?" - спросила я. Эти трое посмотрели на меня с абсолютным непониманием. "Потому что тебе это безразлично." - ответила завуч.
Я чуть не упала со стула.
Но удержалась.
И потом минут семь с пеной у рта рассказывала, какие мы, русские родители вообще, и я в частности, небезразличные, вкладывающие, заботливые и охренительно классные. "Да что вы такое говорите? Да как вы могли такое подумать?" - вопросила я в конце речи, довольно-таки риторически, а учительница ответила, по простому так: "Ну, ты же никогда никому не звонила, дочкиными делами не интересовалась. Ни мне, ни директору, ни завучу, ни даже консультанту воспитательному. Мы так поняли, тебе на дочку наплевать. Такое у всех русских бывает."
Я ******, дорогая редакция. Я вообще перестала что-либо понимать. Директорша сориентировалась первая и объяснила как могла. Что РОДИТЕЛИ, ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ, ДОЛЖНЫ И ОБЯЗАНЫ, А ТАКЖЕ ИМЕЮТ ПРАВО И ПРИВИЛЕГИЮ ЗВОНИТЬ КОМУ ЗАХОТЯТ, КОГДА ЗАХОТЯТ, И ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ, если это касается воспитания и образования их ребенка. А если они так не делают, то это значит, что ЭТИМ РОДИТЕЛЯМ ГЛУБОКО БЕЗРАЗЛИЧЕН ИХ РЕБЕНОК, ЕГО ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И СУДЬБА. И чем чаще ты звонишь кл.руков., директору, завучу, школьному психологу и консультанту, тем выше твой рейтинг как родителя и выше рейтинг твоего ребенка, ибо он из хорошей семьи. И школа сотрудничать будет только с таким родителем, а безразличного и в курс дела не введет. Вот так.
"И че", - тупо спросила я, -" можно каждый день звонить?" Те закивали энергично, в три головы. "Но такой необходимости, как правило, нет, - аккуратно добавила завуч. - одного раза в неделю вполне достаточно."
Так. Ладно. Всосала. Не бином Ньютона. Скорректирую поведение.
Теперь пришла моя очередь объяснять. И я это сделала, с подробностями и примерами, приплетя ментальность и историю государства российского, и его еврейства... долго говорила. Эти сидели завороженно. Правда, завуч выразила что-то типа недоверия, ей показалось, что я пытаюсь оправдать свою неадекватность рассказами еще более неадекватными, но я ее разбила наголову, приведя еще пару тройку исторических фактов и примеров.
В конце концов мы поняли друг друга.
"И, кстати, - добавила я, уходя, - теперь, когда вы все это знаете, объясните, пожалуйста, всем "безразличным" русским родителям то же, что вы объяснили мне. И увидите, какие мы суперские. И возлюбите нас более, чем всех остальных родителей."
Потому что мы в самом деле классные родители. Хоть нам тоже надо избавляться с перегибами, которые таки имеют место, но мы все равно - лучшие. Я точно знаю.
Живем мы в Израиле, и тут все не так, ребята. То есть я не скажу, конечно, за всю Одессу, но в тех школах, где учились мои дочки, я узнала много-много нового и интересного. Как водится, у меня были какие-то понятия о том, как должен происходить воспитательно-учебный процесс. Естественно, я принимала знакомую мне по моему детству модель как норму. Не пьяного физрука и душевнобольную биологичку я имею в виду, конечно, но прежде всего - стиль взаимоотношений родителя и учителя/директора/педколлектива в целом.
У меня в школе как было? Приходишь, сидишь на уроках, перемены, школьные обеды за рупь двадцать в неделю, домашние задания. Если ты хорошая девочка/ хороший мальчик, то твои родители со школой вообще дела почти не имеют. Ну, приглашают на собрания раз в сколько-то там (мои так вообще не ходили туда), деньги иногда собирают на что-то, и все. Система работает автономно. До момента, когда она дает сбой: вот тогда родителей вызывают в школу. Если на сцену вступают родители - это означает "внештатная ситуация", ЧП, школа сама не справляется. Родители - это первый рубеж, за которым идут соцслужбы и детская комната милиции. Это SOS. Поэтому практически НИКОГДА учителя не звонили родителям, по крайней мере моим. Я уже не говорю, что директор или завуч не звонили. Это вообще не царское дело. То есть, ученик реально должен был поджечь школу, или сделать еще что-то в таком духе, чтобы сам директор позвонил. Я однажды стекло в школе разбила, случайно, без злого умысла, так "классная" позвонила моим, деньги с них стрясла, и то это считалось "ай-я-яй". Связь по мелким поводам - через дневник. Он вам замечание красными чернилами, а вы дитю порку или внушение. Вот.
Родители учителям тоже не звонили. Или очень редко. Где ты, а где учитель! Это тебе не сосед по лестничной площадке. У него таких, как ты - три десятка, много чести с каждым разговаривать. Он занят, он часть системы, работает не сам по себе, как ему хочется. Не отвлекайте, если у вас фигня - сидите и терпите, а если у вас звездец - назначайте встречу с директором, коль не боитесь.
Короче, между родителями и школой существовала ДИСТАНЦИЯ, и инициатива по ее сокращению проявлялась главным образом школой, и то при возникновении серьезных проблем.
Вы знаете, что такое "дистанция" в Израиле? Она, как в том анекдоте про израильскую армию. "Генерал - рядовому: Мойше, ты чего мне честь не отдаешь, ты что, обиделся?" Все иначе. Все иные.
В один прекрасный день я узнала, что мою дочь в школе подвергли суровому наказанию. Я это поняла по ее всхлипам и завываниям. Перепугалась, стала расспрашивать. Дочка мне рассказала, что она совсем не виновата, и ничего не сделала, а они!! В шоке и гневе, но сдерживаясь, я позвонила учительнице. Ибо это было в моем понимании ЧП. Сурово представилась и сделала глубокий вдох, чтоб начать разборки, но...не сумела. Классная руководительница поздоровалась со мной таким восторженным тоном, что я сбилась. "Какая честь, я так рада, что ты мне позвонила!" - воскликнула она, словно я только что осчастливила ее на всю оставшуюся жизнь, - "Я так давно мечтаю с тобой познакомиться!" (Что?!) Я ошарашенно молчала, а учительница исключительно мило и радостно рассказывала мне в течение минут пяти, какая моя дочь талантливая, замечательная, харизматичная, уникальная и прекрасная девочка, как она схватывает материал на лету и как ее любят одноклассницы, учителя, директорша и вообще все. Я с непривычки было расслабилась, но потом собралась и стала выяснять, почему моя во всех отношениях замечательная девочка ревет белугой. Ну и выяснилось, что да, она получила наказание. И что это было не на пустом месте. Я потребовала аудиенции в присутствии высших чинов школы. "Приходи завтра в 9". На встрече были директор, завуч и класснуха. Выяснилось, что моя милая честная пусенька-мусенька прогуливает, давно и систематически, и это еще не все. (Опустим завесу милосердия, скроющую подробности.) Я была в ужасе. "Почему вы мне не позвонили?" - спросила я. Эти трое посмотрели на меня с абсолютным непониманием. "Потому что тебе это безразлично." - ответила завуч.
Я чуть не упала со стула.
Но удержалась.
И потом минут семь с пеной у рта рассказывала, какие мы, русские родители вообще, и я в частности, небезразличные, вкладывающие, заботливые и охренительно классные. "Да что вы такое говорите? Да как вы могли такое подумать?" - вопросила я в конце речи, довольно-таки риторически, а учительница ответила, по простому так: "Ну, ты же никогда никому не звонила, дочкиными делами не интересовалась. Ни мне, ни директору, ни завучу, ни даже консультанту воспитательному. Мы так поняли, тебе на дочку наплевать. Такое у всех русских бывает."
Я ******, дорогая редакция. Я вообще перестала что-либо понимать. Директорша сориентировалась первая и объяснила как могла. Что РОДИТЕЛИ, ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ, ДОЛЖНЫ И ОБЯЗАНЫ, А ТАКЖЕ ИМЕЮТ ПРАВО И ПРИВИЛЕГИЮ ЗВОНИТЬ КОМУ ЗАХОТЯТ, КОГДА ЗАХОТЯТ, И ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ, если это касается воспитания и образования их ребенка. А если они так не делают, то это значит, что ЭТИМ РОДИТЕЛЯМ ГЛУБОКО БЕЗРАЗЛИЧЕН ИХ РЕБЕНОК, ЕГО ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И СУДЬБА. И чем чаще ты звонишь кл.руков., директору, завучу, школьному психологу и консультанту, тем выше твой рейтинг как родителя и выше рейтинг твоего ребенка, ибо он из хорошей семьи. И школа сотрудничать будет только с таким родителем, а безразличного и в курс дела не введет. Вот так.
"И че", - тупо спросила я, -" можно каждый день звонить?" Те закивали энергично, в три головы. "Но такой необходимости, как правило, нет, - аккуратно добавила завуч. - одного раза в неделю вполне достаточно."
Так. Ладно. Всосала. Не бином Ньютона. Скорректирую поведение.
Теперь пришла моя очередь объяснять. И я это сделала, с подробностями и примерами, приплетя ментальность и историю государства российского, и его еврейства... долго говорила. Эти сидели завороженно. Правда, завуч выразила что-то типа недоверия, ей показалось, что я пытаюсь оправдать свою неадекватность рассказами еще более неадекватными, но я ее разбила наголову, приведя еще пару тройку исторических фактов и примеров.
В конце концов мы поняли друг друга.
"И, кстати, - добавила я, уходя, - теперь, когда вы все это знаете, объясните, пожалуйста, всем "безразличным" русским родителям то же, что вы объяснили мне. И увидите, какие мы суперские. И возлюбите нас более, чем всех остальных родителей."
Потому что мы в самом деле классные родители. Хоть нам тоже надо избавляться с перегибами, которые таки имеют место, но мы все равно - лучшие. Я точно знаю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий